Иерусалим – один из древнейших городов и святое место для трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Богатейшее историческое наследие, культурное разнообразие, религиозная значимость делают город привлекательным для миллионов туристов, паломников.
Ежегодно Иерусалим принимает гостей из всех стран мира. Люди едут увидеть священный город, его архитектурные достопримечательности, природные чудеса, поклониться религиозным святыням и найти душевный покой.
Общая информация
Каждый камень, улица Иерусалима несут память о давно минувших днях, временах расцвета и упадка, жестоких войнах и процветании. Этот город упоминается в Библии и других священных текстах, а также светских книгах. Современный Иерусалим представляет собой мегаполис, разделенный на несколько районов.
Старый город с Армянским, Христианским, Еврейским и Мусульманским кварталами – средоточие святынь и исторических мест. В Новом городе находятся правительственные объекты, магазины, отели, современные культурные и развлекательные центры.
Иерусалим – место многочисленных архитектурных и исторических шедевров. Стена Плача, Храм Гроба Господня, Храмовая гора – это лишь малая часть уникальных объектов, доступных для осмотра. Прогулки по городу превратятся в путешествие во времени – от истоков к современности.
Каждый уголок Иерусалима пропитан древностью, что делает город поистине уникальным.
География и климатические особенности
Столица Израиля расположена в зоне южного отрога плато в Иудейских горах. Эти вершины пролегают с севера Изреельской долины до пустыни Негев и разделяют Мертвое и Средиземное море. От Мертвого моря город удален на 110 км, от Средиземного – на 48 км.
С востока и юга мегаполис граничит с Западными землями реки Иордан, в 40 км к востоку рядом с палестинским Иерихоном проходит граница Израиля и Иордании.
На заметку! Побережье Мертвого моря считают самой нижней точкой суши на планете. Из-за перепада высот между морем и долиной Иордана, создается ощущение, что Иерусалим расположен выше, чем указано в географических картах.
Западная часть гор получает в год примерно 600 мм осадков, она покрыта зеленью и выглядит как райские сады. Восточная часть получает не более 200 мм осадков в год и представляет собой высохшую пустыню. Пригодные для садов и огородов почвы всячески защищают от оползания, выстраивая на них каменные террасы. На таких террасах особенно эффектно выглядят высаженные оливковые рощи, фруктовые сады, миндальные деревья, виноградники.
Климат Ближнего Востока отличается жарким летом, которое сменяется слабо выраженной осенью и переходит в мягкую зиму. Но благодаря тому, что Иерусалим стоит на возвышении, здесь четко прослеживаются все 4 времени года.
Зима довольно холодная, температура может быть около +0 С.Чаще всего воздух прогревается до +8 С, погода дождливая. Осадки выпадают с ноября по март и зимой иногда радуют снегопады. Но это ненадолго, снег растает через пару дней, а потом зацветет миндаль – верный признак прихода весны.
В это время года торжественно справляют Пасху, сады и парки украшают цветущие анемоны, цикламены, распускаются орхидеи и ирисы – прекрасное время для посещения города. Весной погода меняется в зависимости от направления ветра. Если дует хамсин из пустыни Негев, наступает жара до +40 С. Впрочем, такие показатели термометра – нормальное летнее явление. Здесь либо жарко, либо очень жарко.
Важно! Летом в Иерусалиме утром может быть тепло до +25 С. К полудню зной становится нестерпимым, однако из-за низкой влажности переносится проще.
Осень приходит с прохладой, жары нет, дожди польют только в ноябре. Октябрь и начало ноября – отличное время для тех, кто не любит весну. В Иерусалиме наступает благодатная осень – время сбора урожая и радости всех горожан.
Совет! Со второй половины ноября в городе наступает резкое похолодание и частые дожди, ливни навевают тоску и делают пейзаж довольно унылым.
Краткая история
Иерусалим – город с уникальной историей. И пусть на планете встречаются более красивые и богатые мегаполисы, ни один не сравнится со столицей Израиля притягательной атмосферой и очарованием. История Иерусалима прослеживается в Библии. На страницах книги есть сведения о первом еврее – патриархе Аврааме. Он прибыл на землю Ханаанскую во времена существования ханаанского города-царства.
Тот Иерусалим населяли амореи, хетты, это был единственный торговый путь вне моря. Сухопутный коридор соединял Ассирию и Египет и был «нейтральной территорией» для проведения сражений. А первые упоминания об Иерусалиме относят к XX-XIX векам до н.э. Ученые выяснили, что в египетских заклятиях против городов-врагов упомянут Рушалимум (Иерусалим). Эти заклятия высекали в камне, чтобы оставить их потомкам.
Немного позднее, в XIV столетии до н.э. царь Иерусалима отправил египетскому фараону письмо об угрозах со стороны племен кочевников хабиру – это еврейские воинственные племена. К 1000 году до н.э. место рядом с Иерусалимом обжили 12 родственных еврейских племен, ставших затем родоначальниками всего израильского народа.
Потом была победа Давида над Голиафом, восхождение его на царство. Победитель в 1004 году до н.э. покорил Иерусалим и приказал доставить в «столицу» Ковчег Завета. С этого момента город стал и основным религиозным центром.
Давид царствовал всего 35 лет, затем передал бразды младшему сыну – Соломону. Его правление ознаменовалось расцветом культуры. За 40 лет Соломон зарекомендовал себя как мудрый, рассудительный царь. В пору его властвования возвели Первый Храм. Освятили его в 953 году до н.э. Также царь позаботился о расширении границ, процветании, защите города и повелел построить мощные стены.
Соломон оказался последним царем, радевшим за сплочение страны. Его наследники и преемники не сумели сохранить целостность и раскололи царство. Северяне отошли от южан и образовали свое Израильское царство, племена на юге создали Иудею и оставили Иерусалиму статус столицы.
Затем Иерусалим атаковали и осаждали египтяне, ассирийцы, войска царя Навуходоносора из Вавилона. Последним удалось полностью разрушить город, уничтожить Первый Храм, а евреев увести в рабство. Они смогли вернуться на родину лишь через полвека, по разрешению персидского царя Кира, который одержал верх над Вавилонией.
В 332 году до н.э. в Иерусалиме воцарился Александр Великий. На несколько веков священный город стал подвластным эллинам. А в 63 году до н.э. власть греков перешла к римлянам – они захватили город под предводительством Помпея.
Свидетельством этого периода служит сохранившаяся часть подпорной стены – фрагмент реконструированного храмового комплекса, предпринятого царем Иродом. Этот исторический персонаж отличался безумным нравом и страстью к строительству. Правил Ирод с 37 года до н.э. по 4 год н.э. Он задумал полностью реконструировать город, расширить его и построить много гигантских сооружений, храмов. Один из таких должен был заменить Первый храм. Ирод начал строительство, но не закончил, оставив после себя неоспоримые свидетельства безумства и развалины строений невероятной величины. Часть подпорной стены недостроенного храма – это легендарная Стена Плача – главная еврейская святыня.
В 30-х годах в Иерусалиме появился проповедник из Назарета. Юноша по имени Иисус впоследствии стал родоначальником величайшей мировой религии и был казнен здесь же в Иерусалиме по указанию Понтия Пилата.
Римская власть в столице Иудеи постоянно испытывалась на прочность народными волнениями. В 66 году римский император Тит для борьбы с иудеями разрушил город, а Первый Храм снова разграбили и сожгли. Но евреи не сдались, они восстали в 132 году в знак протеста на указ императора Адриана. Повелитель захотел построить новый город, взяв за образец римский военный лагерь, и стройку затевали на месте разрушенного Иерусалима. В результате восстания евреи оказались изгнанным из города.
Христианство утвердилось в Иерусалиме лишь в IV столетии с приходом византийского императора Константина. В городе построили множество храмов, появились святыни, на месте, где предположительно казнили Христа, построили церковь Гроба Господня – объект паломничества и поклонения всех христиан мира. А евреи снова оказались не у дел – им запретили проживать в городе и выселили в место между Городом Давида и Храмовой горой.
Завоевание Константина оспорили арабы, затем их сменили крестоносцы, побывали на троне мамлюки и так до 1517 года, когда Иерусалим покорился туркам-османам и стал частью Оттоманской империи. Султан Сулейман Великолепный приложил все усилия для восстановления Иерусалима – город расцвел. Благосклонный к евреям, султан поспособствовал возрождению духовной составляющей народа. Но за расцветом пришло забвение, и Иерусалим на долгие века погрузился в запустение, упадок.
С приходом XIX столетия прочность Оттоманской империи пошатнулась, она утрачивала свое значение. Европейские государства начали освоение Ближневосточных территорий и в Иерусалиме открылись представительства многих государств. Страны оказывали содействие различным религиозным течениям, еврейская община прирастала иммигрантами. Строительство новых кварталов дало толчок расширению границ города.
Окончание Первой мировой войны стало для Иерусалима новой ступенью развития. Теперь город получил статус административного центра Палестины. В 20-е годы прошлого века образовались общества и организации, выражавшие мнение арабов и евреев. Эти две группы были самыми многочисленными и враждующими друг с другом.
В 1947 году на Генеральной Ассамблее ООН приняли решение разделить Палестину на государство евреев и арабов. Иерусалиму и окрестностям присвоили особый интернациональный статус, но в городе появилось разделение на еврейские и арабские районы – началась полная анархия.
В 1948 году принятие Декларации о независимости государства Израиль спровоцировало войну между арабами и израильтянами. Результатом стало разделение Иерусалима на две части: западная отошла под контроль Израиля, восточная вместе со Старым городом – Иордании.
В 1950 году Иерусалим на еврейской стороне официально признали столицей Израиля. В 1967 году иорданские войска проиграли в Шестидневной войне и освободили восточные районы города.
В 1980 году Кнессет назвал Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. Этот статус признали многие государства и высказали намерение перенести представительства из Тель-Авива именно в Иерусалим, а в 2018 году США выполнили свои планы и открыли диппредставительство в Иерусалиме.
Такое положение дел не устраивает Палестинскую автономию, называющую Иерусалим своей столицей. Военные требуют возвращения восточной части города под свое управление.
Где остановиться
Город туристов и паломников предлагает огромные возможности для проживания, остановки на день или год. Отели различных категорий, уровней и ценовой составляющей встречаются буквально на каждом шагу.
Путешественники могут выбрать шикарные виллы и ВИП-номера в отелях, гостиницы и хостелы, гостевые дома, пансионы и откровенно недорогие общежития (койки) для паломников. Основная часть отелей на 4/5 звезд находится в Новом городе. В Старом городе путников ждут апартаменты или номера в стиле «койка+завтрак» (B&B), место в хостеле, пансионе.
Важно! Туристические группы размещают в одном из «национальных» кварталов: еврейском, христианском, армянском. Это делают из соображений безопасности и удобства доступа к основным знаковым местам. Путешественники индивидуального типа выбирают жилье по своим потребностям и возможностям. Дешевле всего жить в Восточном Иерусалиме, дороже – апартаменты в Старом городе.
Средние цены в отелях ВИП-группы от 960 шекелей (ILS) в сутки, средний сегмент – от 250 ILS, бюджетный вариант с комфортом от 200 ILS, койка и завтрак – от 150 ILS.
Совет! Если денег в обрез, можно поселиться в христианском приюте. Их много и монахи принимают абсолютно всех. Постояльцев проводят в комфортные модернизированные апартаменты, но жить придется с соседями.
Что посмотреть
Иерусалим – город, где можно провести целую жизнь и не успеть увидеть все красоты, побывать в чарующих природных местах, окружающих эту священную столицу. Условно разделенная на три части, столица Израиля полна загадок и сюрпризов.
Новый город
Новый город в Иерусалиме раскинулся на 125 кв. км. Эта часть города включает основные районы и пригороды. Последние появились в XIX веке, когда в столицу Израиля хлынули потоки иммигрантов. Евреям нужно было где-то жить, они начали строить домики в довольно грязном еврейском квартале площадью не более 1/10 от размеров Старого города.
На заметку! Переселение в еврейские кварталы в те времена считалось делом провальным и далеко не безопасным. Причина в воинственных племенах бедуинов, обитавших за границами Старого города.
Однако прибывающие люди должны были где-то жить и Иерусалим расширялся. Постепенно за границами исторических районов города появились все новые кварталы. Их обустраивали, приводили в порядок, прокладывали дороги. Особенно много сделали для благоустройства улиц и домов после образования Израиля как государства.
Окончание Шестидневной войны дало толчок для мощного развития и расширения еврейских кварталов в Новом городе. Архитекторы и планировщики создали новый проект, соответствующий всем требованиям градостроительства. Появились не только высотки, но и малоэтажные дома, разнообразившие облик кварталов. Сегодня Новый город – это уникальный архитектурный комплекс, соединивший в себе строения, возведенные в стилях разных эпох.
Многие путешественники сравнивают Новый город с Тель-Авивом. Он действительно похож на мегаполис – такие же стеклянные и зеркальные офисные здания, шумные торговые центры, бары, развлекательные и учебные учреждения.
Интересно! В Иерусалиме до сих пор хранят традицию строить из материалов песчано-золотистых оттенков. Это давнее требование британцев немного ограничивает полет фантазии архитекторов, зато придает объектам оригинальность и определенный стиль.
Прогулки по Новому городу включают осмотр Яффской улицы, Бен-Йехуда, Короля Георга V. Вояж по дороге Мамилла станет сюрпризом – когда-то улица была торговой, о чем свидетельствуют следы мастерских, лавочек. Сегодня здесь самый туристический район с шикарными отелями, ТЦ, прочими заведениями.
Эффектный Бассейн Султана превратился в театр, где дают концерты под открытым небом. А площадь Цехал на Яффской дороге – средоточие всего интересного в Новом городе. Справа от площади расположился центр ремесел, с торца – Французское подворье, а за ним гигантский Центральный почтамт, легендарный банк Леуми.
Ближе к Сионской площади Яффская дорога преображается, она становится более оживленной, появляются магазины и лавочки, кафе, крохотные ресторанчики – здесь жизнь не останавливается ни днем, ни ночью.
Улица Бен-Йехуда – это «Арбат» Нового города. Пешеходная, наполненная радостью, улица привлекает обилием музыкантов, пророков, сувенирных магазинчиков, фокусников, кафе и ресторанов. Это шумная, суетная и яркая улица – главная туристическая «артерия» бывших еврейских кварталов.
Гуляя по центральной иерусалимской улице Короля Георга V, будет сложно не сделать десяток фото на память. Улицу можно смело назвать «музейной», но не потому, что здесь построены музеи, а потому, что она показывает разницу между старым и новым зодчеством. С одной стороны улицы раскинулся парк Независимости, где обожают отдыхать горожане, с другой построена Большая Иерусалимская синагога – шедевр архитектуры, украшенный невероятной красоты порталом.
Есть в Новом городе два символа Иерусалима: здание ИМКА и отель «Царь Давид». Находятся они на улице Царя Давида и входят во все туристические проспекты. Здание ИМКА уникально – строительство «вместилища» Христианской ассоциации молодых людей было символичным, ведь в архитектуре сочетаются зодческие стандарты иудаизма, ислама, христианства. Огромная башня высотой 40 метров венчает это колоссальное строение и открывает желающим чарующие панорамы окрестностей.
Напротив ИМКА скромно блистает отель «Царь Давид». Его построили в 1930 году, выбрав старосветский стиль. Пышность и помпезность архитектуры выглядит необычно, но гармонично и не теряется на фоне современных построек. В стилистике отеля заметна та классическая роскошь, что не бросается в глаза, но надолго притягивает взгляд. Сегодня в этом отеле нужно бронировать номера задолго до поселения, плюс соответствовать статусу VIP-персоны.
Факт! За отелем находится парк с пещерой – гробницей семьи царя Ирода. В усыпальнице покоятся останки жены, сыновей Ирода, казненных по велению одержимого ненавистью и подозрительностью правителя. Ниже за парком путники увидят долину Хином – легендарное место, где, как говорят, сбываются «только чистые» желания.
Есть в Новом городе и район Немецкая колония. Его основали в 1873 году. Сегодня здесь находятся резиденция Президента Израиля, Академия искусств и наук, Культурный центр, Музей исламского искусства, Иерусалимский театр.
Осмотр центральных кварталов будет неполным без прогулки по Меа Шеарим. Этот квартал не просто знаменит, он единственный, сохранивший облик еврейских кварталов XVIII века. Архитектурные черты были привезены иммигрантами из европейских стран, именно такими они видели свои кварталы на чужбине и таким построили Меа Шеарим.
Небольшой по площади, квартал представляет собой средоточие жизни ортодоксальных евреев. Здесь ходят в синагоги и иешивы, круглосуточно читают священные тексты из Торы, по субботам и праздникам перекрывают автомобильное движение. Побывать в Меа Шеарим стоит хотя бы для того, чтобы окунуться в мир людей, сохраняющих заветы предков даже в современном мире с его невероятными скоростями и требованиями.
В Новом городе будет интересно взрослым и детям. Здесь разбиты зеленые скверы и парки, построены игровые площадки для ребятишек и работают аттракционы.
Совет! Оказавшись в Новом городе, стоит сходить в Библейский зоопарк. Он находится в юго-западной части Иерусалима и известен содержанием диких животных, названных в Библии.
Восточный Иерусалим
Эти городские кварталы начинаются от величественных и эффектных Дамасских ворот. Здесь сосредоточена жизнь арабской общины города. Ворота открывают дорогу в Мусульманский квартал в Старом городе и являются соединительным звеном с палестинским Восточным Иерусалимом.
Совет! Огромная площадь перед воротами – любимое место отдыха арабских общин. Здесь продают вкуснейший терпкий кофе, сахлеб (сладкий, тягучий и горячий молочный пудинг с наполнителями), есть места для отдыха, где можно расположиться и с комфортом побеседовать с друзьями, посмотреть на обитателей кварталов.
Восточный Иерусалим – особый мир с собственными законами. В этих кварталах все «свое», включая культуру, музыку, банки, жизненный уклад и транспорт. Несмотря на открытость, евреи не особенно любят посещать Восточный Иерусалим, а вот арабы бывают в еврейских кварталах ежедневно.
На заметку! Лучше всего посещать Восточный Иерусалим в выходные, когда в еврейских кварталах наступает затишье, а в арабских – все бурлит и кипит.
Первой достопримечательностью Восточного Иерусалима является Сад Гроба Господня. Он расположен в шаговой доступности от площади перед Дамасскими воротами. Сад известен как место упокоения Иисуса и, доехать до него можно на автобусе (остановка рядом с Дамасскими воротами).
Рядом с садом находится грот Иеремии, где, как утверждают, пророк сложил «Плач по Иерусалиму».
Прогулка по улице Сулеймана приведет к Археологическому музею Рокфеллера – эффектному зданию из белоснежного материала. Далее будет отель «Американская колония». Он построен больше 100 лет назад в виде шикарной виллы в арабском стиле и принимает только статусных постояльцев из дружественных стран.
От отеля уходят туристические маршруты по всему Восточному Иерусалиму. Гости кварталов увидят немало религиозных объектов, побывают на базарах, заглянут в торговые центры и магазины, увидят дома арабов и окунутся в традиционные кулинарные и культурные мотивы.
На заметку! Общая территория Восточного Иерусалима составляет 70 кв. км, включает несколько кварталов Старого города. Мировой статус этой части города остается неопределенным. Официально кварталы считают частью столицы Израиля и не являются отдельной муниципальной единицей.
Старый город
Старый город Иерусалима – это средоточие исторических, археологических, религиозных достопримечательностей столицы Израиля. Кварталы называют «сердцем Иерусалима». Расположенный между долинами Кедрона и Тиропион, огороженный Хинном, Старый город окружен крепостными стенами.
Все пространство в горной седловине занято святынями для евреев, мусульман, христиан. Толстые крепостные стены, возведенные под руководством султана Сулеймана в XVI столетии, уже являются памятником старины. Мощные, высокие, они производили особое впечатление тогда и остаются эффектными сегодня.
На заметку! До середины XIX века городские стены четко показывали границы Иерусалима.
В период расцвета, когда правил Соломон и после него, Старый город включает Храмовую гору, множество жилых кварталов, где селятся общины. Окончательное оформление верхней площади Храмовой горы произошло в пору царствования Ирода Великого, а в Средневековье Старый город поделился на обособленные кварталы: Еврейский, Христианский, Мусульманский, Армянский. Деление было условным, поскольку святыни разных народов встречаются во всех кварталах, и сохранены, даже если они не вписываются в привычный уклад жизни общины.
Входов в Старый город семь – это порталы или ворота, оставшиеся до наших времен. Есть и другие ворота в стенах, но их замуровали за ненадобностью. Основными или главными, а также старейшими являются Золотые ворота. Створки обращены к Елеонской горе, откуда в свое время Мессия придет в Святой город.
Яффские ворота знамениты другой достопримечательностью – Цитаделью или Башней Давида. Считают, что это остатки дворца Ирода Великого, который был построен более 2 тысячелетий назад. Самой Башне Давида приписывают мифические свойства защиты и охраны города от разных завоевателей. Сегодня в ней открыт музей истории Иерусалима с археологическим парком.
На заметку! Лучшие обзоры открываются с высоты крепостных стен, куда можно подняться по ступеням. После заката в Цитадели организуют шоу со светом и звуком «Ночная мистерия».
Армянский квартал
Цитадель огибает дорога Армяно-Православной патриархии. Она продолжается сквозь туннель и выводит к Армянскому кварталу. Его считают самым тихим в городе. Проживающие армяне отличаются дружелюбием, гостеприимством. Люди неплохо говорят на английском языке, с удовольствием показывают достопримечательности квартала. Наиболее интересными считают библиотеки с древнейшими рукописями, школы. Здесь множество армянских церквей, монастырей. Собор Святого Иакова – духовный центр армянской общины и важнейший памятник христианства Старого города.
Еврейский квартал
Прогуливаясь по улице Святого Иакова, путники попадут в Еврейский квартал. Улица тут меняет свое название на Ор Хаим, а квартал считают самым древним и богатым. Евреи начали селиться здесь в пору существования Первого Храма. Это довольно современный жилой район с высоким спросом и ценами на жилье. В Еврейском квартале обилие духовных школ, синагог, кафе, ресторанов, магазинчиков. Несмотря на современный вид, старые улицы хранят историю, а весь квартал представляет собой гармоничное единение старого и нового времен.
Совет! Схемы и таблички вдоль улиц показывают расположение различных достопримечательностей Еврейского квартала Старого города.
По дороге Еврейского квартала путешественники выйдут к Музею, Мемориалу войны за независимость. Памятник поставлен в честь воинов, погибших при обороне квартала в 1948 году. Между музеем и мемориалом находится Двор Ашкенази. Этот комфортный комплекс датируют 1400 годом и его обустроили евреи, приехавшие из европейских стран.
Рядом с Двором высится синагога Гурман. Это древнейший молитвенный дом квартала, основанный в XIII столетии. Не менее интересные и почитаемые молитвенные дома расположены на улице Хакехуна. Комплекс Четырех Сефардских Синагог никогда не бывает безлюдным, ведь синагоги действующие и к тому же, наиболее посещаемые туристами.
Далее путь пойдет по широким каменным ступеням улицы Тиферет Исраэль вниз к площади с Западной Стеной. Площадь всегда заполнена народом. Священная Западая Стена – место поклонения всех евреев в мире. Днем и ночью паломники идут по ступеням, их шаги сливаются в монотонный ритм, поверх которого накладывается речитатив священных текстов – их читают ученики одного из ешиботов.
Посередине дороги вниз есть площадка, с которой видны панорамы, ставшие визитной карточкой Иерусалима. Обзор Стены Плача давно знаком людям всех стран, даже если они никогда не были в Старом городе.
Интересна история Стены Плача. Своим появлением она обязана римлянам, разрушившим Второй Храм. Войска империи оставили от величайшей святыни только груду камней и подпорную стену с западной стороны, построенную царем Иродом. Но поскольку Храм нельзя построить до момента прихода Мессии, камни остаются лежащими в неприкосновенности, а Стена – место для вознесения молитв.
Важно! У Стены Плача принято скорбеть о разрушенном Храме. Но сегодня верующие возносят молитвы и плачут о сокровенных просьбах. В трещины между камнями вкладывают записки с молитвами.
Христианский квартал
Добраться до Христианского квартала можно через Новые ворота. Их проделали в стене в 1887 году. В город ведут дороги: Греко-православной патриархии, Греко-католической патриархии и Латинской патриархии. Каждая дорога пролегает через соответствующий район с музеями, библиотеками, религиозными и светскими зданиями, прочими объектами.
И, конечно, каждый христианин обязательно пройдет по дороге Виа Долороза. Это Дорога Скорби, по которой шел Иисус к месту своей казни. Дорога берет начало у площадки от Ворот Святого Стефана, где гиды собирают людей в организованные экскурсии. Место называют Странноприимной площадью и оно не пустует, ведь намного удобнее взять тур с гидом, чем толкаться среди толпы и пропустить важные достопримечательности на Виа Долороза.
Интересно! Дорога Скорби начинается не в Христианском, а Мусульманском квартале. Проходит через Христианский и заканчивается у Храма Гроба Господня. Всего на Дороге 9 остановок, плюс 5 на территории Храма. Остановки обозначены табличками, колоннами, мозаичными узорами на каменной мостовой. Некоторые остановки дополнены часовнями, где можно помолиться.
Храм Гроба Господня находится на возвышении – это самая высокая точка Старого города. Паломники окажутся рядом с грандиозным объектом невероятных размеров. Здание построили крестоносцы, придав архитектуре восточный стиль. Это одна из старейших построек в Иерусалиме, бережно поддерживаемая силами всех общин.
Перед входом в Храм паломники увидят ступени к Голгофе. На ней распяли Христа. А сам Храм окружен церквями множества христианских конфессий. Все они действующие и в определенное время открыты для молитв паломников.
Мусульманский квартал
Квартал считают самым большим, многолюдным и запутанным. Сюда приезжают побродить по извилистым улочкам, застроенным старыми домами, заполненным жителями, торговыми лавочками, магазинчиками и прочими строениями. Квартал дает полную картину Иерусалима на рубеже XX столетия.
Начинают путешествие по районам от Яффских или Дамасских ворот. Мусульманские исторические, культурные и религиозные памятники расположены по всему Старому городу и относятся к различным эпохам.
На заметку! Два главных священных объекта находятся на Храмовой горе (Харам аль-Шариф). Эта гора является местом расположения святынь иудаизма, ислама и потому служит постоянным предметом споров между арабами и израильтянами.
Осмотр мечети Купол Скалы станет первым сюрпризом. Объект построили в конце VII столетия из мрамора с мозаичными узорами, витражами. Декор из расписной керамики с цитатами из Корана делает мечеть особенно красивой. Венчает ее купол в позолоте. Главное место мечети находится внутри – это Камень основания, откуда по легенде в небо вознесся пророк Мухаммед. Это было в пору его мистического путешествия в Иерусалим.
Не менее интересна мечеть аль-Акса с серебряной крышей. Есть сведения, что ее построили в VI веке как христианскую церковь Девы Марии, а позднее передали мусульманам. Верующие ислама отрицают данное мнение и утверждают, что мечеть построили в пору властвования халифа Умара и перестроили в XIII столетии.
Огромная мечеть вмещает до 5000 человек и является третьим по значению духовным центром всего исламского мира. В период молитвы мечеть закрыта для неверных (не мусульман).
Рядом с аль-Акса находится Исламский музей, где представлена экспозиция, рассказывающая о жизни мусульман в Иерусалиме.
Кедронская долина и гора Сион
Эти два знаковых места расположены за крепостными стенами Старого города. Долина тянется вдоль Восточной стены Старого города, отделяет Храмовую гору от Елеонской.
На заметку! На Елеонской горе множество захоронений евреев. Здесь иудеи хоронят своих близких и родных уже тысячи лет. Среди гробниц встречаются имена легендарных, исторических людей.
По Кедронской долине Христос шел в Иерусалим. Северный склон горы украшает небольшой сад, который называют Гефсиманским. Именно в Гефсиманском саду Христа схватили после предательства Иуды. Рядом с садом построена церковь Всех Наций. Это Францисканский католический храм, один из многих, расположенных на Елеонской горе. Есть среди религиозных объектов и православная русская церковь Вознесения.
Гора Сион возвышается в одиночестве за одноименными воротами. Поскольку до сих пор неизвестно расположение библейской горы Сион, современную гору считают «той самой», хотя в пору Храма место называли Верхним Городом. Сегодня гора Сион олицетворяет надежды евреев на обретение родины.
Как добраться
Регулярные авиарейсы из РФ в Иерусалим позволяют добраться до города с большим комфортом. Самолеты приземляются в аэропорт им. Бен-Гуриона. До Иерусалима довезут автобусы, такси. Такси курсируют постоянно, автобусы – все дни, кроме субботы.
На заметку! Время полета зависит от выбранной компании. Прямые рейсы занимают до 5 часов.
Интересные факты
От древних тайн до современных открытий, каждый уголок этого мистического места пронизан интересными историями, которые погружают нас в богатое наследие и значимость Иерусалима. Вот лишь несколько интересных фактов:
- История Иерусалима отражена в Библии и насчитывает более 4000 лет.
- Город имеет много прозвищ, включая «Город Давида», «Священный город» и «Всемирная столица».
- Расположение священного города на горе Сион символизирует высокое духовное значение Иерусалима для верующих.
- Климат в городе обещает более 220 солнечных дней в году, что делает его одним из самых солнечных мест в мире.
- Иерусалим является местом паломничества не только для верующих, но и для любителей истории и археологии, так как здесь насчитывается около 15 000 археологических находок.
- В 1980 году Израиль принял Закон о Иерусалиме, который провозгласил город столицей Израиля, что вызвало неоднозначные реакции со стороны мирового сообщества.
- Иерусалим является местом для множества мировых конференций и мероприятий, так как он символизирует стремление к миру и диалогу между народами.
- Годовщина освобождения Иерусалима празднуется каждый год. В память о взятии города в ходе Шестидневной войны в Израиле организуют Иерусалимский день.
Иерусалим – это город, который вдохновляет, восхищает и удивляет своей богатой историей, неповторимой культурой и религиозной значимостью. Будучи символом духовного единства и разнообразия, он притягивает миллионы паломников, туристов и исследователей каждый год.