Метро Санкт-Петербурга представляет собой главный вид общественного транспорта в городе. Благодаря разветвленной сети можно добраться практически в любую точку Северной столицы. Метрополитен имеет богатую историю, а многие станцию считаются своеобразными местными достопримечательностями.
Схема метро Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге метро было открыто на 20 лет позже, чем в Москве, в 1955 году. Расстояние первого участка составляло чуть более 10 км. До начала перестройки логотип метро Ленинграда отличался от московского только цветами. Изменения были внесены только в 1991 году. В настоящее время метро Санкт-Петербурга имеет свой узнаваемый логотип.
В подземке работает 5 линий. Их общая протяженность составляет чуть более 113 км. По пассажиропотоку метро Санкт-Петербурга занимает 4 место в Европе и 19 – в мире. Оно состоит из 72 станций, из которых 12 выходят к железнодорожным вокзалам.
Петербургский метрополитен постоянно расширяется. Последние три станции были открыты в 2019 году на Фрунзенско-Приморской ветке. В честь 95-летия футбольного клуба «Зенит» в 2020 году станция «Новокрестовская» была переименована. Из-за этого было заменено более 9000 указателей на станциях и в вагонах. Станция стала носить наименование футбольной команды.
Полную схему метро можно увидеть на официальном сайте. Здесь имеется интерактивная карта, которая поможет не только найти нужную станцию, но и узнать время ожидания вагонов, сколько придется провести время в пути и другую информацию.
Схему метро можно изучить и в мобильных приложениях от сторонних разработчиков. Среди самых популярных выделяют Яндекс.Метро и 2gis. Программное обеспечение подойдет для мобильных платформ Андроид и iOS.
График работы метрополитена можно узнать из информационных терминалов, расположенных в центре залов и вестибюлях. Они оснащены сенсорным экраном и динамиками. На терминалах можно увидеть интерактивную схему метро, где указаны действующие линии и те, что планируются. Пассажир имеет возможность выбрать маршрут и рассчитать примерное время в пути.
Линии метро Санкт-Петербург
Метро Санкт-Петербурга состоит из пяти линий. Их протяженность составляет 124,8 км. Всего работает 72 станции, из которых 5 являются наземными. 12 станций являются закрытого типа. На них платформа огорожена от путей барьером, который убирается только после того, как прибудет состав.
Линии метро связаны друг с другом пересадочными узлами, в том числе трех- и двухстанционными. Одной из самых загруженных станций Северной столицы является «Технологический институт». Это связано с тем, что она является единственной кросс-платформенной в городе, имеет два посадочных зала, объединенных переходом.
Красная линия Кировско-Выборгская является одной из самых первых в метро Санкт-Петербурга. Она была открыта в 1955 году. Линия включает в себя 19 станций, ее протяженность составляет 29,57 км. Она обозначена красным цветом, который считался символическим для СССР. Кировско-Выборгская линия проходит через центр города и соединяет западный и северо-восточный район. От начальной до конечной станции время в пути займет чуть более 40 минут. На красной линии находится станция «Девяткино». Ее особенность в том, что она единственная в петербургском метрополитене располагается не на территории города, а в Ленинградской области.
До строительства Ладожского вокзала, которое завершилось в 2003 году, Красная линия соединяла все ж/д вокзалы города. До 2006 года Кировско-Выборгская ветка считалась самой длинной. Она уступила свое место Московско-Петроградской линии.
На Красной ветке располагается Кировский Завод и Нарвская, которые относят к станция глубокого заложения. Недалеко от Витебского вокзала располагается Пушкинская. В центральном зале станции установлен памятник великому поэту. Он стал первым подобным сооружением в питерском метрополитене. Памятник Пушкину стал началом традиции устанавливать в метро мемориалы великим людям.
Московского-Петроградская линия обозначается синим цветом. Годом запуска ветки стал 1961 год. Изначально она состояла из пяти станций. Линия соединяла Технологический институт и Парк Победы. В настоящее время ветка состоит из 17 станций. Ее маршрут пролегает через центр Санкт-Петербурга и крупные районы города, в том числе Выборгский, Московский, Купчино.
Когда строилась линия, в СССР был популярен минимализм в архитектуре. Поэтому практически все станции не имеют ничего лишнего. Залы имеют небольшие размеры, отделаны кафельной плиткой. Во внутренней отделке не используются скульптуры и другие декоративные элементы.
Синяя ветка известна тем, что в 60-х годах прошлого века именно здесь появилась первая система автоматического управления поездами, для которой не требуется машинист. На Московско-Петроградской линии была построена первая станция по типу «горизонтальный лифт». Она была сделана для снижения получения травм метро. Станция «Парк Победы» получила свое название, благодаря парку, расположенному неподалеку. До 1969 года она была конечной на данной линии.
Невско-Василеостровская линия обозначается на схеме зеленым цветом. Она проходит над Невским проспектом. Ветка связывает Василеостровский район с Невским. Она была запущена в 1967 году. Изначально линия состояла из четырех станций, каждая из которых была выполнена по типу «горизонтальный лифт». Они были сделаны для снижения травматизма в метро.
В настоящее время Зеленая линия состоит из 10 станций. Она известна длинными перегонами. Так, между Елизаровской станцией и Площадью Александра Невского I расстояние составляет 4,7 км. Это один из самых длинных подземных перегонов в России. Площадь Александра Невского I считается наиболее популярной станцией на этой линии. Ее вестибюль встроен в здание гостиницы «Москва», расположенной напротив Александро-Невской лавры.
Правобережная линия, обозначаемая оранжевым цветом, соединяет центр Санкт-Петербурга и юго-восточные районы города. Ее отличительной особенностью считается то, что ветка первая полностью подземная. Конечной станцией является Спасская, открытая в 2009 году. Правобережная линия считается самой короткой в метро Санкт-Петербурга. Все ее станции построены по типовым проектам советского времени. Несмотря на это, каждая из них имеет свои особенности.
Фрунзенско-Приморская линия обозначается фиолетовым цветом. Она соединяет центр и северо-западную часть города с Фрунзенским районом. Линия была открыта в 1991 году и расположена полностью под землей.
В Фиолетовую ветку входит станция Крестовский остров, которая является единственной в России зеркальной. Ее колонны не стальные, как в других местах, а железобетонные. Они украшены мозаикой. Станция считается одной из самых красивых в питерском метро. Ее наземный вестибюль располагается на Крестовском острове, откуда пошло название.
Среди отличительных особенностей ветки называют то, что здесь самое большое количество встроенных станций. Они располагаются как в подземном переходе, так и в современных торговых центрах.
В метрополитене Санкт-Петербурга интерес представляют даже переходы. Самый длинный из них находится между станциями Площадь Александра Невского I и Площадь Александра Невского II. Длинный коридор соединяет лестницу и эскалатор. Его стены украшены красивыми барельефами с войсками Александра Невского.
Планируемые ветки метро Санкт-Петербурга
Метро Санкт-Петербурга планируется расширять, для чего планируются новые ветки. Строительство идет не так активно, как в столице. Всего предусмотрено три линии. Первую из них Красносельско-Калининскую планируется открыть уже в 2023 году. Она будет обозначаться коричневым цветом.
Для того, чтобы было удобнее передвигаться между соседними районами, планируется Кольцевая или Серая линия. В настоящее время для того, чтобы попасть на ближайшую станцию другой линии, нужно сделать пересадку в центре. Кольцевая ветка должна эта исправить. Ее строительство планируется начать в 2030 году.
Администрация города собирается открыть Адмиралтейско-Охотинскую линию. Она будет обозначаться на схеме голубым цветом. Начало строительства запланировано на 2030 год.
Режим работы метро Санкт-Петербурга
Метро Санкт-Петербурга работает не круглосуточно. По ночам проводятся технические работы. Кроме того, количество пассажиров по вечерам снижается. Каждая станция работает по своему расписанию. С ним можно ознакомиться на официальном сайте метрополитена.
Последние поезда отправляются в 00.10. Позже всех закрывается станция Ленинский проспект-1 на Красной ветке. Время работы до 00.45. Некоторые станции закрываются уже в 20.00 (например, Проспект Ветеранов-1 и Технологический институт-1 на Красной линии, Достоевская и Площадь Александра Невского-2 на Оранжевой ветке).
Метро начинает работу в 5.30. Но для каждой станции время отличается. С информацией о том, начали ли движение поезда, можно ознакомиться на сайте метро или в других приложениях. Вестибюли обычно открываются на 10 минут раньше того, когда прибудет первый поезд.
Круглосуточная работа
Несколько раз в году, в праздники метро Санкт-Петербурга работает круглосуточно. Это происходит в такие дни, как:
- Новый год;
- Рождество;
- Пасху;
- Праздник Весны и Труда;
- День Победы.
Кроме того, поездка в подземке курсируют круглосуточно во время акции «Ночь музеев», которая обычно проводится в конце весны, и в выпускной «Алые паруса» в конце июня. Метро не закрывается и в День города 27 мая, когда в Санкт-Петербурге проводятся масштабные мероприятия.
Ночной поезд
Во время навигации с 30 апреля по 15 ноября на участке «Адмиралтейская» – «Спортивная» курсирует ночной поезд-челнок. Его движение осуществляется по праздникам и выходным с 01.00 до 03.00. Исключение составляют дни, когда метро работает круглосуточно.
Ночной поезд выпускается на линию для того, чтобы жители и гости города могли пересечь Неву во время разводки мостов. В расписании продуманы рейсы через каждые 20 минут в обе стороны. Станции открываются за 15 минут до первого поезда, а закрываются в 03.00-03.15.
Движение ночного поезда-челнока, а также круглосуточная работа метро во время праздников временно отменены с 13.07.2020.
Ночные автобусы
Во время навигации в Санкт-Петербурге можно передвигаться по ночам на автобусах. Их маршруты похожи на линии метро. В праздники и выходные ночные автобусы работают с 00.00 до 06.00. Интервал между рейсами составляет 30 минут.
При разводке мостов маршрут общественного транспорта сокращается. Чтобы указать на это, к номеру добавляют буквы «А» или «Б».
Стоимость проезда и билеты в метро Санкт-Петербурга в 2022 году
На стоимость проезда влияет выбранный тариф. Билет рекомендуется приобретать, ориентируясь на длительность пребывания в городе и то, насколько часто планируется пользоваться метро. Тарифы предусматривают как разовые поездки, так и длительные.
Оплатить метро можно наличными, банковскими или транспортными картами. К оплате принимаются кредитки платежных систем Visa, MasterCard и Мир.
В 2022 году туристам предлагаются «гостевые» тарифы. Они предусматривают разовые поездки. Стоимость одной составляет 65 руб.
Жители Санкт-Петербурга предпочитают приобретать единый электронный билет «Подорожник». Стоимость поездки составляет 45 руб. Банковской картой «Мир» в турникете нужно будет оплатить 44 руб. Если используется токенизированная банковская карта, то стоимость проезда снижается до 41 руб. По «Единой карте петербуржца» поездка в метро обойдется в 35 руб.
Чтобы сэкономить гости города могут приобрести месячный проездной билет. Он может быть только на метро, на автобус, единый или комбинированный. Средняя стоимость поездки в подземке составит 33 руб.
Льготные проездные предусмотрены для таких категорий, как пенсионеры, студенты и школьники. Билет в метро для них обходится от 10 руб.
Необходимо учитывать, что на некоторых станциях предусмотрен тайм-аут использования банковской карты для оплаты. Он составляет 1-2 минуты.
В кассах метро продают юбилейные жетоны, которые можно приобрести в качестве сувенира. Обычно они приурочены к дате открытия определенной станции. Стоимость жетонов от 300 руб.
Самые-самые станции метро Санкт-Петербурга
В метро Санкт-Петербурга входит 72 станции. Каждая из них имеет свои особенности. Питерская подземка очень загружена, в течение месяца она обслуживает несколько миллионов пассажиров. Самыми посещаемыми станциями считаются «Проспект Ветеранов» и «Московская». Это объясняется их расположением. Среди самых загруженных станций также выделяют Площадь Восстания и Купчино. Большое количество пассажиров в час пик отмечается на Технологическом университете и Площади Александра Невского.
В рабочие дни многолюдно на станции Балтийская. Она выходит к вокзалу, куда прибывают пригородные поезда. Одной из самых нагруженных станций в будни считается Автово.
Адмиралтейская располагается на глубине 86 м под землей, поэтому считается самой глубокой не только в питерской подземке, но и во всей России. За ней следуют такие станции, как Комендантский проспект, Чернышевская, Площадь Ленина.
На Адмиралтейской располагается самый длинный эскалатор. Его длина составляет 137 м. Эскалатор состоит из 729 ступенек. На нем можно подняться вверх чуть более, чем за 3 минуты.
Среди других интересных фактов называют то, что Адмиралтейская строилась дольше всего. Она должна была открыться в 1997 году, но работы затянулись до 2011 года. Станция оформлена в морской тематике.
Самой красивой станцией метро Санкт-Петербурга считается Автово. Свое название она получила, благодаря деревне, которая в прошлом находилась на этом месте. Станция оформлена по теме обороны Ленинграда во время ВОВ. Она выполнена в стиле сталинского ампира, поэтому не может не впечатлить. Потолок поддерживает более 40 колонн из мрамора и облицовкой литым стеклом. Еще одним рекордом Автово считается то, что она была первой, где не предусмотрен эскалатор.
Первой в мире станцией закрытого типа стал «Парк Победы». На нем были установлены несущие перегородки, отделяющие платформу от путей. Такую конструкцию называют «горизонтальным лифтом».
Станция Девяткино выделяется тем, что стала первой в России, расположенной за пределами города. Она была открыта в 1978 году и изначально называлась Комсомольская. Станция была конечной для Кировско-Выборгской линии. Ее переименовали в Девяткино в 1992 году. Это единственная станция в Санкт-Петербурге с кроссплатформенной пересадкой на железную дорогу.
Спортивная является первой в России станцией двухъярусного типа. Она открылась в 1997 году на Фрунзенско-Приморской линии. Благодаря двум ярусам увеличена пропускная способность станции и сокращено время на посадку. Спортивная является единственным в России транспортным узлом подобного типа.
Станцией с низкой загруженностью считается Политехническая, расположенная рядом с одноименным университетом.
Самые красивые станции метро Санкт-Петербурга
Большинство станций метро Санкт-Петербурга имеют красивое и необычное оформление. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на Красную линию. Однако, и на других ветках имеются станции, отличающиеся уникальной архитектурой и необычным дизайном.
Автово
Автово считается одним из красивых транспортных узлов метро не только в России, но и в Европе. Станция входит в состав Кировско-Выборгской линии. Она была открыта в 1955 году. Именно сюда приехал самый первый состав Ленинградского метро.
Станция оформлена по тематике обороны города от фашистов. На куполе располагается надпись «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявших город-герой, слава в веках». На фасадах вестибюля располагаются панно, посвященные обороне Санкт-Петербурга от захватчиков в разное время.
Люстры и светильники украшены лавровыми ветвями и позолоченными мечами. Особое внимание привлекает панно, на котором изображена женщина с младенцем. Оно считается символом победы.
Станция располагается на глубине 12 м. К ее особенностям относят отсутствие эскалаторов. Вместо них на перрон ведут лестницы. В зале располагается большое количество колонн. Большинство из них облицовано литым стеклом, из-за чего станцию нередко называют хрустальным дворцом.
В довоенном проекте все колонны должны были сделать из материала, имитирующего хрусталь. Планировалось, что они будут подсвечены. Однако, подрядчик не успевал выполнить работы в срок, поэтому некоторые конструкции были временно облицованы белым мрамором. В 1955 году Хрущев выпустил постановление, которое призывало бороться с архитектурными излишествами. В результате временная облицовка из мрамора осталась в качестве постоянной.
Пушкинская
Станция была открыта в 1956 году. Изначально она называлась Витебский вокзал, так как вела к железнодорожному транспортному узлу. В последствии станция была переименована в честь города Пушкин, который был конечным пунктом назначения поездов.
В оформлении станции подчеркивается значение великого поэта в истории и культуре России. Над эскалатором располагается барельеф с изображением Пушкина. Перронный зал отделан мозаикой парка Царского села. Посреди располагается памятник великому поэту. Это был первый монумент, установленный в ленинградском метро. Еще один памятник легендарному поэту в подземке установлен на Черной речке.
Станция располагается на глубине 57 м. Время поднятия на эскалаторе занимает чуть более 2 минут. Пушкинская считается пересадочной станцией. С нее можно попасть на Звенигородскую. При выходе в город пассажиры окажутся на Витебской площади, Загородном проспекте, Винокурцевском проезде. Рядом находится музей «Разночинный Петербург», ТЮЗ им. Брянцева и другие достопримечательности.
Нарвская
Станция Нарвская располагается на Красной линии. Она была открыта одной из первых в 1955 году. Название станция получила, благодаря историческому району Санкт-Петербурга. Изначально ее называли «Площадь Стачек» и «Сталинская».
В настоящее время станция входит в перечень объектов культурного наследия регионального уровня. В оформлении Нарвской преобладала тема Сталина. После развенчания культа личности основной акцент был сделан на трудовой доблести советского народа.
Над эскалатором находится скульптурная композиция. Она носит название «Слава труду». На пилонах располагаются панно с изображением людей разных профессий. На них можно увидеть как простых колхозников, так и знаменитых ученых. Станция находится на глубине 52 м. Время поездки на эскалаторе занимает чуть менее 2 минут. Недалеко от станции располагается Старо-Петергофский проспект. Выход в город ведет на Площадь Стачек.
Станция известна тем, что на ней находится необычная композиция. На скульптурах люди смотрят в одну сторону. При этом место, куда направлены их взгляды, пустое. Считается, что здесь планировали установить памятник Сталину. Панно с изображением вождя сохранилось на станции. Однако, оно недоступно для пассажиров, так как с 1961 года закрыто стеной, которая прячет от посторонних глаз служебные помещения.
Кировский завод
Кировский завод стала одной из первых станций Красной линии. Она похожа на античные сооружения, благодаря колоннам и гранитной лестнице. Недалеко от станции находится Кировский завод, из-за чего она и получила свое название. История промышленного предприятия насчитывает более 2 веков. Изначально на нем производились артиллерийские наряды. После прихода к власти коммунистов завод изменил свою специализацию. В советское время здесь выпускались тракторы, паровозы и пр. Продукция завода была востребована не только в СССР, но и заграницей.
В оформлении станции используется тема индустриализации. Выпуклые рельефы изображают различные отрасли промышленности. Для отделки использовались чеканка и мрамор. Интерьеры выполнены в стиле сталинского ампира, поражающем воображение своим размахом.
Изначально в центре планировалось установить памятник Кирову. Однако, решение было изменено. В результате в центре зала установлен бюст В. Ленину. Станция находится на глубине 50 м. На эскалаторе до перронного зала можно добраться почти за 2 минуты. Станция позволяет попасть на улицу Алексеева и проспект Стачек.
Маяковская
Маяковская располагается на Невско-Василеостровской линии. Ближайшими к ней станциями являются Площадь Александра Невского и Гостиный двор. Маяковскую открыли в 1967 году. Она была названа в честь одноименной улицы, на которую можно попасть при выходе в город.
Проект оформления вестибюля принадлежит известным в свое время архитекторам Гецкину и Шуваловой. Войти на станцию можно с Невского проспекта или улицы Марата. На пилоне располагается художественная композиция, посвященная великому поэту. Она сделана из меди. Скульптором композиции стал М. Литовченко.
Станция является одной из нескольких, сделанных по типу «горизонтального лифта. Она заложена на глубине около 51 м. На краях платформ установлены раздвижные двери.
Для облицовки стен использовалась смальта красного цвета. Стены в зале украшены портретами Маяковского, выполненные мозаикой. На выходе из станции установлено три эскалатора. Последний капитальный ремонт Маяковской был сделан в 2021 году. При этом не были заменены эскалаторы. Станция является пересадочной на Кировско-Выборгскую линию. Она соединена с Площадью Восстания как тоннельными переходами, так и небольшими эскалаторами.
Адмиралтейская
Адмиралтейская считается не только одной из самых красивых станций метро Санкт-Петербурга, но и одним из долгостроев. Изначально она должна была открыться в 1997 году. Станция была практически построена к назначенному сроку. Проблемы появились при расселении жителей дома, в котором должен был располагаться вестибюль. Спустя время финансирование прекратилось. В течение десятилетия Адмиралтейская считалась станцией-призраком. Мимо нее шли составы, но остановки не было.
Открытие станции все же состоялось, но только в 2011 году. Она считается самой глубокой в России, так как располагается на 86 метрах под землей. Попасть в перронный зал можно на двух эскалаторах.
Свое название станция получила благодаря тому, что недалеко находится здание Адмиралтейства. Оформление зала поражает воображение. Основной темой является российский флот. На стенах располагаются панно, темой которых является основание Адмиралтейства. Здесь же можно увидеть портреты известных русских флотоводцев.
Выход в город ведет на Малую Морскую улице и Кирпичный переулок. Неподалеку находится Невский проспект. Во время развода мостов в выходные и праздники от Адмиралтейской до Спортивной курсирует ночной поезд-челнок с 01.00 до 03.00.
Звенигородская
Звенигородская начала свою работу в 2008 году. Выход в город изначально выполнялся через Пушкинскую, так собственный вестибюль у станции отсутствовал. Он был открыт только спустя год.
Звенигородская включается в состав Фрунзенско-Приморской линии. Ближайшими станциями являются Садовая и Обводной канал. Вестибюль станции оснащен 4 эскалаторами. Он встроен в ТРК «Звенигородский», который был открыт в 2010 году.
Станция глубокого заложения находится на уровне 57 м под землей. Автором проекта стали архитекторы Н. Ромашкин-Тиманов, Еечко, Д. Бойцов и Н. Виноградов. В основе оформления лежит тема Семеновского полка. Его казармы располагались в прошлом в месте, где в настоящее время находится выход на поверхность.
Для облицовки пола использовались зеленые гранитные плитки с цветными вставками. Стены отделаны мрамором и гранитом. На стене располагается панно из смальты, где изображены первые бойцы семеновского полка и Петр I. Другое изображение на стене посвящено теме Полтавской битвы. Панно считается самым крупным в метро Санкт-Петербурга. Его длина составляет 20 м, а высота – 4 м.
Международная
Международная была открыта в 2012 году. Она располагается в районе, где улицы названы в честь городов, освобожденных в период ВОВ (Пражская, Софийская и др.). Недалеко от станции метро располагается парк Интернационалистов. Благодаря этому она и получила название Международная.
Глубина расположения станции составляет 65 м. Она считается конечной в Фиолетовой ветке. При этом в планах администрации города расширение линии. Станция оформлена мозаикой. В первую очередь внимание привлекает панно, где изображен атлант, один из символов Северной столицы. Выход в город ведет на улицы Белы Куна и Бухарестскую.
Спортивная
Станция появилась в 1997 году. Она располагается на глубине 64 м. Время движения на эскалаторе составляет менее минуты. Изначально планировалось назвать станцию Тучков мост. Однако, затем наименование было пересмотрено. Станция стала Спортивной благодаря тому, что здесь располагается стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный».
Оформление залов и вестибюля полностью соответствует названию. Стены украшены панно из мозаики, посвященных Олимпийским играм. Отличительной особенностью станции считается то, что она состоит из двух ярусов, соединенных эскалатором. Станция не имеет наземного вестибюля, вход в нее выполняется из подземного перехода.
При выходе в город пассажиры попадают на проспект Добролюбова. Недалеко находятся различных достопримечательности. Рядом со станций располагается городской зоопарк. Южный и северный вестибюль соединены траволатором.
Площадь Александра Невского 2
Станция метро относится к Лахтинско-Правобережной (Оранжевой) линии. Она была открыта в 1985 году. Название станции дала одноименная площадь, расположенная неподалеку.
Вестибюль сделан по проекту архитекторов института Ленметрогипротранса. Он встроен в здание отеля «Москва». Пилоны облицованы сааремским доломитом и витражами. Стену над эскалатором украшает панно из мозаики «Ледовое побоище». Оно выполнено по эскизу художника А. Быстрова.
Станция располагается на глубине 60 м. Она работает в будни с 7.00 до 20.00. На станции делается пересадка на Невско-Василеостровскую линию. Недалеко от метро находится Александро-Невская лавра.
Спасская
Спасская включена в состав трехстанционного пересадочного узла, куда также входят станции Садовая и Сенная площадь. В вестибюле расположено пять мозаичных панно, которые привлекают внимание. Все они посвящены Сенной площади в 19 веке. На них изображены женщины, мужчины, дети и даже лошадь. Все это персонажи произведений известных писателей Достоевского, Некрасова и др. В оформлении используются и портреты самих классиков.
Станция была открыта в 2009 году. Она выделяется архитектурой и продуманным внутренним оформлением. Над эскалатором располагаются мозаичные панно. В переходе между линиями на стене можно прочитать имена знаменитых зодчих и архитекторов города.
Вокзалы Санкт-Петербурга у станций метро
В Санкт-Петербурге пять железнодорожных вокзалов. Каждый из них находится недалеко от станций метро. Их местоположение настолько удачное, что пассажиры могут с пользой провести время в ожидании своего поезда. Рядом находятся кинотеатры, парки, торговые центры.
На Балтийский вокзал можно добраться, направляясь на одноименную станцию по Красной линии метро. Наземный вестибюль пристроен к левому крылу железнодорожного узла.
Чтобы попасть на Московский вокзал, можно добраться до станции «Площадь Восстания» на Красной линии или «Маяковская» на Зеленой ветке. Отсюда отправляются поезда дальнего следования.
На Витебский вокзал можно добраться со станции метро «Пушкинская» или «Звенигородская». Отсюда отправляются поезда дальнего следования в сторону Беларуси и Прибалтике. Кроме того, ходят электрички до Пушкина, Великого Новгорода, Павловска и др. Витебский считается одним из самых красивых вокзалов Санкт-Петербурга. Ему удалось сохранить свой первоначальный облик. Это связано с тем, что здесь появилась первая железная дорога, которая соединила Санкт-Петербург и Царское село.
На Ладожский вокзал можно добраться с одноименной станции метро. Ее вестибюль совмещен с вокзальным комплексом. Для того, чтобы сюда добраться, понадобится пересесть на Оранжевую линию метро.
Финляндский вокзал располагается рядом со станцией Площадь Ленина. Это один из первых транспортных узлов метрополитена. Станция располагается на Красной линии.
Wi-Fi в метро Санкт-Петербурга
В метро Санкт-Петербурга предусмотрен бесплатный беспроводной интернет. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо подключиться к сети MT_FREE. Для пользования интернетом необходимо идентифицироваться.
Во время поездки пассажиры могут подключиться к сети с помощью смартфона, планшета, ноутбука. После открытия в браузере любой страницы будет предложено авторизоваться. Это можно сделать с помощью учетной записи на Госуслугах или через номер мобильного телефона.
Несмотря на то, что беспроводной интернет в метро имеется, многие пользователи отмечают нестабильную связь. На некоторых перегонах и станция сеть может полностью отсутствовать. Кроме того, при открытии веб-страниц будет выпадать реклама.
Как вернуть оставленные вещи
Нередко пассажиры забывают в метро вещи или ценные предметы. В таком случае владелец может рассчитывать на порядочность сотрудников метрополитена и посетителей. Найденные вещи или ценные предметы передаются дежурному по станции. В течение 10 дней они хранятся в метрополитене.
Если за этот период владелец вещей не объявится, то они будут отправлены в Центр утерянных документов и средств связи. Чтобы узнать, были ли найдены его вещи, пассажир может позвонить по справочному телефону метро. Если предметы уже переданы в Центр, то забрать их нужно будет по адресу ул. Большая Монетная, 16. Учреждение работает с понедельника по пятницу с 12.00 до 18.00. Вещи отдаются владельцу только после того, как он предъявит удостоверение личности.
Проход пассажиров с кардиостимуляторами
Пассажиры с кардиостимуляторами могут пройти в метро в обход установленных металлодетекторов. Для этого в вестибюлях организованы специальные проходы. Они располагаются слева и справа от установок.
На указателях размещено направление того, куда нужно двигаться, чтобы добраться до нужной зоны. Пассажиры должны вызвать сотрудника метрополитена, который обеспечит проход через разграничительный барьер. Для этого нужно нажать на специальную кнопку. Гражданин должен подтвердить наличие у него кардиостимулятора. Если у сотрудника метрополитена возникнут сомнения, то пассажира могут отвести на ручной досмотр, где не используются технические средства.
Гражданин должен иметь с собой справку имплантированного устройства, которая выдается при установке. Досмотр багажа и личных вещей такого пассажира проводится в обычном порядке, в том числе с использованием технических средств.
Если возникают вопросы о том, как пройти через металлодетекторы с кардиостимулятором, нужно обратиться к сотрудникам Службы транспортной безопасности или полицейским.
Безбарьерная среда
В метро Санкт-Петербурга предусмотрено не много условий для маломобильных граждан. На станции Парнас был оборудован лифт для инвалидов-колясочников в 2006 году. Подъемники также были установлены в 2018 году к Мировому чемпионату по футболу. Они появились на станциях Зенит и Беговая.
В метро Санкт-Петербурга работает специальная служба. Ее сотрудники должны обеспечить мобильность передвижения пассажирам с ограниченными возможностями, на колясках, беременным и пенсионерам, в том числе с объемным багажом. Представителей этих категорий могут встретить на станции прибытия и проводить до вестибюля. Для того, чтобы воспользоваться услугами сотрудников службы, необходимо предварительно оставить заявку по телефону 8-800-350-11-55.
Перехватывающие автостоянки
Главная цель перехватывающих стоянок заключается в том, чтобы снизить автомобильный трафик в исторической части города. При этом жители и гости города могут уменьшить время на дорогу и избежать стояния в пробках.
За сеть перехватывающих стоянок отвечает служба «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга». В Северной столице 19 подобных парковок, вмещающих до 1886 автомобилей. Они располагаются в Кировском, Выборгском, Пушкинском, Невском, Московском и других районах.
На перехватывающих автостоянках обустроены бесплатные места для парковки велосипедов. Двухколесное транспортное средство можно оставить в любое время суток.
Назначение перехватывающей стоянки заключается в том, что водитель может оставить автомобиль на ней, чтобы пересесть на общественный транспорт. Парковка транспортного средства в некоторых случаях бесплатная. Водителю не придется платить, если он оставлял свой автомобиль с 05.30 до 00.00 при предъявлении электронного проездного билета длительного пользования. При этом должно быть подтверждение того, что владелец авто пользовался общественным транспортом дважды за период, когда машина находилась на стоянке.
В остальных случаях парковка платная. Стоимость составляет 25 руб./час. Столько же необходимо доплатить и за пользование стоянкой ночью.
Водители могут пользоваться перехватывающими стоянками на длительной основе. При размещении транспортного средства с 20.00 до 06.00 за месяц придется заплатить 3 000 руб. При этом водитель должен покидать парковку до 07.00. Эта сумма платится за мотоциклы или легковые автомобили. Для транспорта других категорий платеж возрастает до 4000 руб. за месяц. На перехватывающей автостоянке у станции метро Волковская можно оставить ТС категорий А и В за 2000 руб.
Автоматизированные парковки располагаются возле следующих транспортных узлов метрополитена:
- Политехническая;
- Купчино;
- Гражданский проспект;
- Бухарестская;
- Ладожская;
- Ленинский проспект;
- Волковская и др.
Стоянки рассчитаны на разное количество мест. Перед въездом на автоматизированную парковку установлены информационные табло. На них прописывается количество свободных мест. Если стоянка полностью занята, то на нее нельзя будет заехать до того момента, пока хотя бы одна из машин ее не покинет.
Чтобы поставить транспортное средство на парковку, необходимо на въезде получить специальную карту. Для этого нужно нажать кнопку на въездной стойке. После выдачи карты шлагбаум автоматически поднимается. При въезде на территорию автомобиля выполняется фотофиксация. Информация о времени въезда, госномерах, сроке нахождения на парковке сохраняется в системе.
Для того, чтобы выехать с парковки, водитель должен вставить полученную карту в паркомат. Для оплаты можно использовать бесконтактные смарт-карты или «Подорожник». Стоимость парковки будет обнулена, если за время нахождения на парковке была совершена хотя бы одна поездка на общественном транспорте. Это правило распространяется на случаи, когда авто находился на стоянке в течение дня. Если машина выехала после 00.00, то ее владелец должен заплатить 25 руб./час.
В ночное время можно пользоваться автоматизированными перехватывающими автостоянками на платной основе. Стоимость за 11 часов составляет 150 руб. для легковых машин и 250 руб. для транспорта других категорий. Нужно учитывать, что грузовые автомобили, автобусы, газели можно оставлять только на парковке, расположенной рядом со станцией метро Обухово.
Голос петербургского метро
В середине 70-х годов в связи с развитие сети метрополитена возникла необходимость озвучивать остановки для пассажиров. Изначально для этого был приглашен известный диктор ленинградского телевидения Михаил Быков. Позже можно было услышать и другие голоса, в том числе Вадима Чернявского. Голос Быкова можно было услышать только на второй линии.
В настоящее время станции на всех ветках озвучены известным диктором. Быков умер в 2019 году, но его голос продолжает звучать в метрополитене. За время своей работы он записал поздравления для жителей и гостей города с самыми значимыми праздниками, информацию для сотрудников и др.
Интерактивный центр истории метро
Рядом со станцией Приморская на Васильевском острове располагается музей метро. Здесь можно узнать больше информации о появлении и развитии подземки в Санкт-Петербурге.
Посетителям предлагается познакомиться с тем, как управляется метро, как работают его сотрудники. В музее можно увидеть часть головного вагона, где наглядно демонстрируется все, что озвучивает гид.
Музей можно посетить только по предварительной записи. Экскурсии организовываются для групп до 5 человек. Возраст посетителей должен быть от 6 лет.
Тематические поезда
В метро Санкт-Петербурга курсируют тематические поезда, оформленные к определенной дате. Каждый из них имеет свои особенности и позволяет туристам больше узнать об истории и культуре города.
Состав «Воспоминание» был запущен 15 октября 2015 года. Его оформление было приурочено к празднованию 60-летнего юбилея метрополитена. Он курсировал на линии до 15 декабря этого же года.
Главная цель проекта заключалась в том, чтобы познакомить жителей и гостей Санкт-Петербурга с историей метрополитена. На бортах состава были нанесены коллажи архивных фото. Изображения отбирались на протяжении нескольких месяцев сотрудниками подземки. На презентации присутствовал ветеран отрасли Евгений Клинов. Машинист в свое время водил составы по всем ветвям метрополитена.
Осенью 2015 года был выпущен на линию тематический поезд «Дворцы Петербурга». Это событие также было приурочено к празднованию 60-летия со дня основания метро. Каждый поезд получил яркое оформление. Внутри вагонов пассажиры смогли увидеть изображения основных дворцов города, которые считаются его визитной карточкой. Среди них отмечают:
- Дворцовую площадь;
- Подземные дворцы;
- Петергоф и др.
На стенах и потолках вагонов нанесены фото и иллюстрации самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Автором инсталляций стал художник Александр Замура. В изображениях можно найти детали оформления известных станций питерской подземки. Для тематического поезда использовали состав из шести вагонов современной модели, выпущенной в рамках проекта «Юбилейный».
В 2016 году пассажиры метро Санкт-Петербурга смогли впервые увидеть проект «Мобильная библиотека». Основная задача тематического поездка заключалась в повышении интереса к чтению. При запуске состава присутствовал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и другие представители городской администрации.
Поезд из восьми вагонов оформлен изображениями и другими деталями, которые связаны с книгами и чтением. Поезд ездил по Красной линии метрополитена. Внутри вагоном размещались стилизованные книжные полки, на стенах был нарисован небольшой камин. Пассажиры могли познакомиться с различными цитатами, принадлежащими знаменитым писателям и поэтам.
К 85-летию со дня запуска экспресса между Москвой и Санкт-Петербургом был выпущен тематический поезд «Красная стрела». Он начал свое движение по Красной линии метрополитена 6 июля 2016 года.
Проект стал совместным творением метро Санкт-Петербурга и ОАО «РЖД». Один из вагонов стилистически оформлен так же, как и экспресс, который до сих пор курсирует между мегаполисами. На составе красного цвета нанесены желтые полосы. По бортам прописано название экспресса «Красная стрела».
Поезд неслучайно был запущен на Первой линии метрополитена. На ней располагается станция Площадь Восстания, с которой можно попасть на Московский вокзал. Каждый день «Красная стрела» отправляется в столицу и возвращается на этот железнодорожный транспортный узел.
Еще одним тематическим поездом в метро «Санкт-Петербурга» является «Литературный». Он был запущен в конце 2016 года. Состав должен был способствовать возрастанию интереса к чтению и русской классической литературе. В салонах поезда развешены портреты писателей. Пассажиры могут прочитать цитаты русских классиков, чьи имена использованы для названия станций питерского метрополитена. Среди них Достоевский, Пушкин, Маяковский и др. Один из вагонов поезда посвящен творчеству поэтов, живших в Серебряном веке.
Состав был торжественно запущен 28 декабря. В торжестве принимали участие студенты института сценических искусств. Они прочитали для пассажиров отрывки из произведений русских классиков. Поезд стал своеобразным подарком от руководства метрополитена жителям и гостям города к Новому году.
В 2020 году на Зеленой ветке был запущен тематически состав «Эпохи метро». Его цель заключается в том, чтобы познакомить пассажиров с теми изменениями, которые происходили в подземки с момента ее открытия.
В истории метрополитена условно выделили три эпохи. Каждой из них посвящен отдельный вагон. В оформлении состава были использованы уникальные архивные снимки и документы. Пассажиры поезда смогли увидеть как знакомые с детства вещи советского периода, так и раритет. В качестве декораций использовались кадры из кино и мультфильмов. Среди редких вещей отмечают изображение пригласительного билета, по которому могли воспользоваться метро первые пассажиры. Большинство фото и архивных документов предоставили сотрудники подземки.
Оформление состава продумывалось около года. Для того, чтобы отыскать редкие изображения и документы, было проведено немало времени в архивах и библиотеках. Создатели состава «Эпохи метро» постарались максимально ярко и понятно проиллюстрировать исторические моменты в развитии подземки.